Азартные игры до эпохи Интернета

Интернет часто называют свалкой - за множество информации, но свалка эта вполне себе культурная. Здесь можно встретить практически все феномены культуры разных времен. Допустим, карточные игры - их здесь огромное множество, к тому же многочисленные Интернет-казино и клубы проводят свои розыгрыши и турниры в сети. Но карты появились задолго до Интернета, это наследие прошлых веков.

Мы помним, что русские дворяне были образованнейшие, умные люди, но у них было слишком много свободного времени: работать (в поле или на фабрике) они не работали, служили тоже единицы. Оставалось два выхода: женщины и карты. Поскольку карты были и доступнее и интереснее, то большую часть времени дворянство посвящало именно им. Карты не просто помогали убивать время - это было азартное действо, игра с самой удачей, да и интеллектуальное в общем-то занятие. Известный ученый Ю.М. Лотман, многое знавший о русской культуре XVIII-XIX веков и писавший о ней, говорил, что широкое распространение карточных игр - это культурный парадокс. Игра (а шире - случай, удача) - это воплощение тайны и рока, она свободна, именно поэтому в несвободном обществе получает такое распространение. На этом экскурс в культурологию позвольте завершить, обратимся непосредственно к картам.

В XIX веке существовало множество разнообразнейших карточных игр, причем большинство из них после Октябрьской революции и последующих пертурбаций были благополучно забыты. Мало кто, перечитывая описания карточных игр у писателей того века (Гоголь, Толстой и другие), сможет понять, о чем, собственно, идет речь. Все, что сохранилось - это бридж и преферанс, правда, бридж перешел в разряд спортивной игры, а преферанс "мутировал" в формах "ленинки" и "сочинки". Постановлением Спорткомитета СССР 1973 года запретило бридж, назвав его буржуазным извращением, несовместимым с моральным обликом советского человека. Бридж ушел в подполье со всеми вытекающими. Правда, уже во время перестройки в Москве при ДК АЗЛК появился клуб любителей спортивного бриджа, а Госкомспорт СССР в августе 1990-го отменил постановление 1973 года, признав бридж одним из видов спорта.

В XIX веке существовали и другие карточные игры, кроме преферанса и бриджа. Распространенные сейчас дурак, пьяница, очко, трынка, бура или девятка - это наследие ГУЛАГа и не имеют никакого к ним отношения. Интеллектуальной вершиной были коммерческие игры со сложной системой правил, они требовали комбинационных расчетов и немалого умственного труда. Это такие игры, как винт, вист, пикет, рамс, уже поименованные преферанс и бридж и многие другие. Чтобы успешно играть в подобные игры, требовалось владеть собой в совершенстве: даже если вы видите, что ваш партнер постоянно ошибается, вы можете высказать ему свое недовольство только после игры. Это качество не культивировалось в советском человеке, и в этом отношении очень удобна игра онлайн - ваши эмоции никому не видны. Кроме комбинационных игр, существовали также банковые (азартные) игры - баккара, штос, виктория, экарте, макао, ландскнехт и другие, к тому же в них играли не только в игорных заведениях, но и на дому. Здесь правила легче: делающие ставки (понтеры) играют против банкомета, правда, и проиграться в банковых играх можно было легче и быстрее, нежели в комбинационных. Некрасов, кстати, предпочитал именно подобные игры. Он считал, что игра требует определенной суммы, помимо семейного бюджета, которой можно свободно лишиться. Он также выработал свой определенный подход: играйте до тех пор, пока вам везет, а затем поискать другой стол (другую игру), где вы снова начнете выигрывать. В каждый отдельно взятый момент, по словам поэта, для вас существует две игры: и в одной вам ужасно везет, в другой - наоборот, вы страшно проигрываетесь. Секрет в том, чтобы быстро распознать, какая из игр принесет вам удачу, и отыскать ее. Говорят, это работало.

Исторически к картам относятся как к олицетворению порока. А поскольку запретные плоды всегда слаще, то заядлый картежник всегда вызывал интерес. Во Франции расцвет карточных игр был во время правления Людовика XVI, и этому пороку предавались вельможи во главе с королем. Процветало повсюду также и шулерство - несмотря на строгие законодательные меры и королевские указы. Наказание за азартные игры либо содержание притона были суровыми - изгнание из города, лишение гражданских прав, тюремное заключение или огромные штрафы. Карточные долги не признавались законом, но среди аристократов они были долгами чести, и уплатить их считалось первейшей обязанностью, а их непогашение - тяжким позором. Даже банкрот первым делом платил именно карточные долги, невзирая на все остальные.

И после французской революции игрой было охвачено все общество. В 1791 году Национальное собрание строго-настрого запретило азартные игры и установило строго наказание содержателям притонов, а также жильцам, не оповестившим власти об открытых в их доме игровых заведениях. Но то же самое республиканке правительство дало поручение живописцу Давиду перерисовать карты, остававшиеся неизменными с XV века. Королей заменили гении войны, мира, искусства и торговли во фригийских колпаках, вместо дам изображались аллегории свободы брака, вероисповедания, печати и промыслов, а валетов сменили олицетворения равенства прав, состояний, обязанностей и рас. Затем фабриканты заменили гениев (королей) писателями и философами, дамы олицетворяли добродетели, а валеты - известных республиканцев. Директория начала раздавать лицензии на открытие игорного дома, затем отдала их на откуп, а с 1804 года с откупщиков взимался налог в пользу бедных в размере 1/4.

История карт уходит вглубь веков. Предания гласят, что именно в колоде карт прославленный маг античности Гермес Трисмегист сокрыл свою мудрость. Считается, что в Европу карты попали от мусульман в XIV веке (по другой версии, цыгане познакомили европейцев с картами), в виде колоды Таро. Из 22 старших арканов "уцелели" лишь три, причем король сменил фараона, сивилла стала дамой, а вместо всадника появился валет. Отметим, правда, что происхождение карт спорно, и генеалогия их из Таро - всего лишь одна из версий. В XIV веке на картах изображали великих героев древности: так, Карл Великий был королем червей, библейский царь-псалмопевец Давид - королем пик, Юлия Цезаря рисовали королем бубен, а Александр Македонский был королем треф. В начале XVII века при Генрихе II Валуа для защиты от шулерского крапа рубашку у карт стали покрывать мелким рисунком (правда, это не помогло). В это же время в Италии появились двухголовые (с зеркальным изображением) карты, вошедшие в обиход лишь через два столетия, к середине XIX века.

В девятнадцатом веке продолжалось "переодевание" карт. Во Франции в эпоху наполеоновских войн нарисовали карты, изображавшие недавнюю историю. На картах были портретные бюсты политических деятелей и сцены сражений. Например, дама червей была битвой за Москву, червовая семерка - сценой военного бивуака французских солдат. Возмущенные союзники представили свои карты, где Британия олицетворялась мастью черв, Пруссия - бубен, Австрия - треф, а Россия была пиковой. Такие карты русские солдаты привозили как сувениры.

В Россию карты пришли в XVII веке, через Украину из Германии. До сих пор иногда пики называют винами: на немецких картах эту масть рисовали как виноградный лист. А трефы называли желудями - по той же причине. В 1760 году, когда опубликовали императорский указ Елизаветы Петровны, в котором разрешалось изготовление карт, в России появились новые колоды. Был установлен отдельный налог на карты в 1965 году (в пользу сиротских и воспитательских домов), а позднее право клеймить карты было передано воспитательному дому Санкт-Петербурга. В 1819 году Александровская мануфактура начала казенную выделку карт, а к 1912 году ежегодно производилось по 12 миллионов колод. Азартные игры процветали! Каждая новая игра игралась новой только что распечатанной колодой, во избежание шулерства.

Основными типажами на картах в XIX веке были романтические амплуа - злодей, герой-защитник, роковая женщина (пиковая дама), беззащитная жертва. В 1862 году возникла необходимость ремонтировать печатные доски для игральных карт, и рисунки решили заменить. Сию ответственную работу поручили живописцу и графику А.И. Шарлеманю, известному батальными сценами. Шарлемань нарядил своих "героев" в средневековые одежды - именно эти рисунки можно чаще всего увидеть и на современных картах. Кроме работ Шарлеманя, до сих пор перепечатываются карты с фабрики Б.Дорндорфа "Рококо", "Русский стиль", "Стиль модерн", появившиеся в 1911 году. Высокое художественное качество русских карт неоднократно отмечалось на парижских Всемирных выставках и удостаивалось призов в 1967, 1878 и 1900 годах. А в 1895 году на выставке в Чикаго они были удостоены бронзовой медали. Советская власть втихаря пользовалась достижениями ненавистного царского режима, картами в том числе. Советы присвоили себе государственную монополию по выпуску карт, печатая карты с рисунками Шарлеманя и "русского стиля". С 1931 года высшие сорта карт производились на экспорт - в специальной упаковке с золотым обрезом.

В наши дни, с распространением Интернет-игр, романтике карточных игр грозит исчезновение. Уже не встретишь тот бешеный азарт, с каким проигрывались имения и казенные деньги, да и жен уже не проигрывают (а вдруг пригодится?). Возможно, это и к лучшему - ясная, трезвая голова еще никому не мешала. Тем не менее популярность карточных игр продолжает возрастать - будем надеяться, что это не закабалит наш свободный дух.